Педагогический институт

В июне 1941 г. (в это время директором был К.Г. Бубнов) в связи с возросшей по­требностью в педагогических кадрах с выс­шим образованием разрешено было открыть на базе учительского педагогический ин­ститут. Институт готовился вступить в но­вую фазу. Но началась война.

Добровольно ушли на фронт препо­даватели Э.А. Рафиков, Н.Т. Мутенин, В.И. Свиряков, были мобилизованы В.И. Иванов (физик), В.И. Иванов (литера­тор), И.Т. Гомонов, АИ. Хнырев, Д.М. Ка­линин, А.П. Попов и др. В начале июля на курсы медсестер поступили 23 студентки. Некоторые преподаватели и студенты были направлены на ответственную работу. Так, студент А. Чубаров был отозван на оборон­ный завод, Н. Слесаренко, И. Елисеев — в политотделы совхозов, Е.Печатнова, А. Носикова — в МТС и т. д.

Учебные занятия начались 15 ноября 1941 г. Институт перевели в Камень-на-Оби (директором его в это время был проф. П.Н. Шимбиреев). Количество студентов на стационаре - 31. Первый «военный» вы­пуск (1942 г.) на всех факультетах составил всего 35 человек. Заочный сектор, который в 1940 г. подготовил 111 специалистов, в 1942 г. выдал дипломы только 9 выпускникам. Условия жизни и работы в Камне были трудными.

Приезд эвакуированных высококвали­фицированных преподавателей оживил на­учную работу. В начале 1943 года Г.Н.По­спелов завершил докторскую диссертацию по истории русской литературы. Защитил кандидатскую диссертацию по философии Л.И. Сторчак, П.М. Иванов выпустил ряд работ по химии, внедрение которых на пред­приятиях местной промышленности имело важное оборонное значение.

З.А. Зайончковская, канд ист. наук, воз­главив институт в марте 1944 г., организо­вала его реэвакуацию в августе-сентябре того же года. Набор на первый курс осуще­ствлялся уже в Барнауле. Обучающихся на всех курсах (вместе со студентами учитель­ского института) насчитывалось 73 чел.

Были разысканы преподаватели, рабо­тавшие здесь до войны: Е. В. Перминов, В.Н. Саврасов, К.А. Гомонова, М.Б. Пет­ропавловская, А.А. Худяков, И.И. Мель­ников, приглашены опытные учителя В.Д. Кувшинова, Л.П. Леонов, а также наи­более способные выпускники: А.П. Плот­никова, П.Т. Николаенко.

Под учебный корпус пединститут полу­чил здание бывшего госпиталя по улице им. Н.К. Крупской. Студенческое общежитие поместилось в деревянном здании на Соци­алистическом проспекте. Общежитие пре­подавателей располагалось в домах на Мало-Олонской, 18 и по ул. Никитинской, 178.

Состоялся первый послевоенный вы­пуск Барнаульского педагогического инсти­тута. Дипломы получили 8 словесников, 4 учителя физики и математики. В 1946 г. выпуск оказался еще меньше — 9 человек. Учительский институт в 1945 г. окончили 49 студентов, в 1946 году — 36. Заочный сектор (учительского и педагогического) в 1945—1946 гг. выпустил 29 чел. Таким об­разом, в 1945—1946 гг. получили здесь об­разование 135 человек.

Многие из сотрудников института, за­щищавших Родину с оружием в руках, пали смертью храбрых. В институте, в комнате боевой славы записаны на мемо­риале имена геройски погибших А.С. Лозгачева, М.С; Ваганова, Н.В. Макарова, В.И. Иванова, Героя Советского Союза А.М.Птухина, Д.А. Серебрянского, Н.Л. Попова, М.М.Стариковой, А.Ф.Плотниковой, А.Мещерякова.

Развитие народного хозяйства в после­военные годы требовало изменений в рабо­те общеобразовательной школы и, следо­вательно, в системе подготовки кадров. Бар­наульский пединститут перестраивался структурно: на три факультета (физико-математический, литературный и истори­ческий) были приняты студенты закрывше­гося в 1952 г. учительского института, сту­дентов естественно-географического фа­культета перевели для продолжения обра­зования в Томск и Горно-Алтайск.

С 1952-1953 гг. связан ряд преобразо­ваний в вузе: был открыт факультет иност­ранных языков с немецким и английским отделениями. В 1945 г. произошли измене­ния в связи с подготовкой закона о связи школы с жизнью: вместо специальности «физика» появилась «физика и основы про­изводства» с 5-летним сроком обучения. Затем институт предпринял попытку гото­вить на физмате учителей широкого про­филя: преподающих физику и математику. Однако такой выпуск оказался единствен­ным. На историко-филологическом фа­культете студенты готовились к препода­ванию русского языка, литературы и исто­рии, а на иностранном — предполагалось усвоение слушателями двух языков. Под­готовка учителей широкого профиля дол­жна была удовлетворить нужды малокомп­лектных сельских школ, где учителю при­ходится подчас вести несколько предметов.

По мере изменения структуры институ­та изменялось количество и характер ка­федр, состав кабинетов и лабораторий. В 1945 г. в институте было 7 кафедр, в 1948 — 10: кафедра истории разделилась на кафед­ры истории СССР и всеобщей истории, по­явились кафедры иностранных языков, во­енной подготовки.

Главной задачей института была подго­товка высококвалифицированных специа­листов. Специфика формирования контин­гента в послевоенное время обусловлена тем, что в студенческие ряды вливались люди, закаленные войной, имеющие за плечами не­малый жизненный опыт: А. Безденежных, Т. Плахин (истфак), П. Эрднев, Л. Грицевский, И. Шапиро (физмат), Герой Со­ветского Союза А.Быстров (факультет ес­тествознания), В. Воронов (литфак) и др. Большинство из них стали директорами школ, другие, защитив кандидатские дис­сертации, – преподавателями вузов. Про­водились встречи старшеклассников со сту­дентами в селах, в вузе проводились дни от­крытых дверей - так решалась проблема формирования контингента из числа выпус­кников школ и училищ. Предоставлялись льготы медалистам. Так, в 1952/53 г. их было зачислено 24 чел., 1953/54 — 12,1954/55 — 18,1955/56 — 36,1957/58 — 28 чел. В1957/58 уч. г. из 620 чел., допущенных к экзаме­нам 94 имели двухлетний стаж работы в школе.

В 50–60-е гг. выпуск преподавателей с высшим образованием составил 5769 чел., из них 3223 - с дневного отделения, 2546 – с заочного.

Институт расширялся: в 1962 г. на ли­тературном и факультете иностранных язы­ков были открыты вечерние отделения (просуществовав до 1967 г., они выполнили задачу комплектования школ города учи­телями), в 1963 г. начал работать факуль­тет общественных профессий, в 1965 г. от­крылся факультет физического воспитания. Увеличивалось число кафедр, лабораторий, учебных кабинетов, мастерских. В 1966 г. институт был причислен к вузам второй категории.

В 1970 г. в институте функционировало 4 факультета (физико-математический, ис­торико-филологический, иностранных язы­ков, физического воспитания), где готови­лись учителя восьми специальностей, с за­очными отделениями на каждом. Работали со студентами 19 кафедр, было более 40 учебных кабинетов, лабораторий, мастерс­ких, два спортивных зала, актовый зал на 400 мест. Институт создал библиотеку, насчитывающую десятки тысяч томов. В 1966 г. был открыт музей В.И. Ленина.

Нерешенной оставалась проблема обес­печения кафедр преподавателями высокой квалификации. В 1968 г. процент специа­листов с ученой степенью едва достигал 14. За 25 послевоенных лет было защищено лишь 50 кандидатских диссертаций, два сотрудника работали над докторскими диссертациями и трем преподавателям (А.Д. Козлову, А.А. Худякову, Р.Г. Шлотауэру), не имевшим ученой степени, было присвоено звание доцентов на основании опубликованных ими научных работ.

Коллективные усилия кафедр, декана­тов, общественных организаций привели в конечном итоге к тому, что выпускники института в подавляющем большинстве ста­ли хорошими специалистами. Труд многих выпускников 50—60-х гг. получил высокую оценку органов народного образования, партийных и советских органов. Значитель­ное число окончивших в эти годы институт были награждены значком «Отличник на­родного просвещения РСФСР», многие удо­стоены звания «Заслуженный учитель РСФСР» (В.А. Гусева, К.М. Буханова, Н.С. Козлов, Н.А. Уженцева и др.). Выпус­книце физико-математического факульте­та Т. Г. Митьковской присвоено звание Ге­роя Социалистического Труда. Учитель­ница русского языка и литературы шко­лы № 40 г. Барнаула Р. С. Овсиевская удо­стоена звания «Народный учитель школы СССР», более 4000 выпускников награжде­ны орденами и медалями СССР. Немало вы­пускников 50—60-х годов было выдвинуто на руководящую работу в партийные, совет­ские, комсомольские органы, органы народ­ного образования (В.Н. Гончаров, А.В. Ко­четов, В.А. Кудашев, Л.К. Петрик, Н.Г. Устенко, В.Г. Козлов, В.И. Неверов, В.П. Ас­тафьева, А.Б. Варнавских и др.). Десят­ки бывших студентов пединститута, защи­тив кандидатские диссертации, стали научными работниками (А.В. Бобров, Н.А. Бочагов, С.С. Былков, Л.Е. Бобро­ва, Л.Н. Зевакина, П.И. Иващенко, А.И. Ли­зина, Ю.С. Левашов, В.И. Неверов, П.Т. Николаенко, С.Я. Пахаев, Л.К. Петрик, А.И. Плотникова, А.П. Синицын, П.М. Суб­ботин, Н.Т. Молчанов, B.С. Кузьмичев и др.). Выпускники института П.П. Костенков и А.П. Уманский защитили док­торские диссертации, П.Э. Эрдниев и М.Р. Львов избраны членами-коррес­пондентами АПН.

К концу 60-х гг. в институте, которым руководил Пётр Иванович Иващенко, наконец, сло­жились условия для более эффективной научной работы.

В формировании профессорско-преподавательского состава нашего педвуза на всех этапах его развития большую роль сыграли высшие учебные заведения всего СССР. Например, только за 15 лет (1960 – 1974 гг.) на работу в БГПИ было принято 339 выпускников, окончивших МГУ, ЛГУ, ТГУ, Иркутский, Новосибирский, Липецкий, Днепропетровский, Донецкий, Воронежский, Саратовский, Минский, Тамбовский, Казахский, Башкирский, Пермский, Азербайджанский, Уральский, Вильнюсский, Харьковский, Киргизский, Дальневосточный, Киевский, Ростовский-на-Дону университеты, педвузы: МГПИ им.В.И.Ленина, ЛГПИ им.А.И.Герцена, Бийский, Горно-Алтайский, Калининский, Томский и др. В это же время преподавателями БГПИ стали 259 его выпускников. Со второй половины 70-х годов потребность института в педагогических кадрах на 50 – 75% обеспечивалась за счёт своих лучших выпускников.

С 1973 г. институт возглавил Василий Никандрович Гон­чаров, проработавший на этом посту чет­верть века. Именно в 70—80-е гг. БГПИ при­обрел основные черты высшего учебного заведения. С 1980 г. в институте действует факультет переподготовки и повышения квалификации руководителей народного образования. На многих факультетах были открыты оснащенные современным оборудованием лаборатории, методические и ти­повые школьные кабинеты. В учебный про­цесс внедряются новейшие технические средства обучения. Благодаря усилиям все­го коллектива вуз значительно укрепил свою материальную базу: в распоряжении преподавателей и студентов три больших учебно-лабораторных корпуса, пять студен­ческих общежитий, столовые, библиотека, несколько читальных и спортивных залов, издательство, санаторий-профилакторий «Мечта», спортивно-оздоровительный лагерь «Олимп» на бе­регу Оби. Научно-исследовательская и на­учно-методическая работа коллектива тес­но связана с потребностями народного об­разования края, региона и страны. За дос­тигнутые успехи в подготовке кадров для народного образования Барнаульский го­сударственный педагогический институт в 1983 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне пятидесяти­летнего юбилея вуз был аттестован государ­ственной комиссией. На основании всесто­роннего ознакомления с опытом работы ин­ститута, отзывов комитета образования ад­министрации Алтайского края комиссия Министерства образования сочла целесо­образным преобразовать его в педагогичес­кий университет (декабрь 1993 г.).

Уже в качестве педагогического уни­верситета вуз успешно прошел аттестацию в декабре 1997 г. и аккредитацию в октяб­ре 1998 г.

Последнее обновление: 16-03-2011 в 10:56:31